Educationpress онлайн журнал

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»: история одной картины

Дети должны уметь быстро считать в уме! <a href="http://www.shopedu.ru/catalog/naglyadnye_posobiya/filter/tip_tovara-schetnyy_material_na_magnitakh/apply/">Наглядные пособия для обучения устному счету!</a><br> На картине художника Николая Богданова-Бельского запечатлён знаменитый народный учитель, популяризатор науки, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский со своими учениками. В 70-х годах XIX века Рачинский неожиданно бросил карьеру, жильё в Москве, приличное профессорское жалование – и уехал в село Татево в Тверской области, где до самой смерти преподавал крестьянским детям математику и другие предметы в народной школе…

Образование

28 Октября 2022 Просмотров:

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»: история одной картины

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»: история одной картины На картине художника Николая Богданова-Бельского запечатлён знаменитый народный учитель, популяризатор науки, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский со своими учениками. В 70-х годах XIX века Рачинский неожиданно бросил карьеру, жильё в Москве, приличное профессорское жалование – и уехал в село Татево в Тверской области, где до самой смерти преподавал крестьянским детям математику и другие предметы в народной школе…

Рачинский создал новаторскую систему образования, которая активно сочетала в себе и теорию, и практику. Дети обучались не только наукам, но и ремёслам. Уроки природоведения проводились в саду, в поле, на пасеке и даже в столярном цехе.

Также в школе был церковный хор и иконописная мастерская. Для крестьянских детей, приезжающих издалека, Рачинский выстроил интернат.

В эту школу смог попасть и бедный крестьянский мальчик Коля Богданов, в котором Рачинский увидел талант художника и помог ему развиться. Это оказало сильное влияние на творчество живописца, который впоследствии стал знаменитым передвижником Николаем Богдановым-Бельским. Он посвятил много полотен жизни крестьян, любимой школе и любимому учителю.

По мнению Рачинского, крестьяне должны уметь быстро считать в уме. Поэтому он уделял мало времени теории, а, в основном, развивал у детей навыки устного счёта. Он говорил: «В поле за карандашом и бумагой не побежишь, надо уметь считать в уме».

Крестьянские дети научились быстро вычислять, сколько нужно отмерить зерна или дать сдачи. Наиболее сложным способом вычисления для детей было возведение в квадрат, что мы и видим на картине.

10² + 11² + 12² + 13² + 14²

______________________

365

Заметно, что решение дается мальчикам непросто. Один ученик что-то шепчет на ухо преподавателю — возможно, он догадался, как сделать задание.

Если вы умеете быстро возводить в квадрат, то задание не вызовет у вас трудностей.

Пример будет выглядеть так: (100+121+144+169+196) разделить на 365. В итоге получается 730 : 365 = 2

Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной (ГБУК НО НГОДБ)

Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной (ГБУК НО НГОДБ)